Организационно-педагогическая работа школы с родителями
Родительская общественность (родительские комитеты школы и класса) также участвуют в воспитательном процессе. Организационно-педагогическая работа с родителями проходит в форме родительских собраний (классных или общешкольных) и конференций.
Общешкольные родительские собрания (конференции) проводятся с целью вовлечения родителей в обсуждение актуальных вопросов, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, а также для совместного поиска путей их решения. К примеру, темой таких собраний могут быть задачи и мероприятия по углублению, расширению объёма и качества знаний учеников, трудовое воспитание в семье и в школе. А для родителей старшеклассников – помощь в выборе будущей профессии (профессиональная ориентация учащихся). Иногда родительское собрание посвящают обсуждению научно-педагогических вопросов организации воспитательного процесса в семье. К примеру, темой собрания становится: авторитет родителей и его роль в воспитательном процессе; акселерация и ёё влияние на выбор эффективных методов воспитания. Оптимальное ежегодное количество общешкольных родительских собраний – от двух до трёх.
Большая оперативность в организации педагогического взаимодействия с семьями учащихся присуща классным родительским собраниям. Их проводит классный руководитель, он информирует родителей об успехах в учебе, усвоении учебного материала (по разным предметам), а также обращает внимание на дисциплину. К обсуждению классных вопросов привлекаются и родители. Они делятся личным опытом организации воспитательного процесса в семье. На собрании коллектив родителей совместно с педагогом пытается решить проблемы дисциплинарных нарушений со стороны отдельных учащихся, а также пути улучшения качества знаний. Важность таких собраний состоит в том, что они способствуют эффективному взаимодействию и выработке единого направления воспитательно-образовательной работы родителей и педагогов. Таким образом, выдвинутая классным руководителем задача, решается совместно с родительским коллективом. К примеру, в классе возникли проблемы, связанные с нарушениями режима школы или в классном коллективе не складываются доброжелательные, дружеские отношения. Алгоритм действий классного руководителя таков: он знакомит учеников с проблемой и подбирает воспитательные мероприятия по её устранению. Семья также не должна оставаться в стороне.
На родительском собрании педагог сообщает родителям о возникшей проблеме и обсуждает с ними, какую помощь, со своей стороны, могут оказать семьи. Конкретнее, родители должны быть знакомы с режимом школы (не допускать опозданий на уроки и прочих нарушений). Если своевременно информировать родителей о том, какие вопросы возникают в процессе учебно-воспитательной деятельности в классном и школьном коллективе, то они организуют своё домашнее воспитание в необходимом направлении.