Стоит ли помогать ребенку делать уроки

Стоит ли помогать ребенку с выполнением уроков — вопрос, не имеющий однозначного ответа, однако волнующий абсолютное большинство родителей. Ведь с одной стороны, помощь взрослого при выполнении домашнего задания может повысить успеваемость. Да и частенько ребенок даже не может правильно понять задание, сформулированное скорее для доцентов, чем для учеников начальных классов. С другой стороны есть мнение психологов, что помогать ребенку с уроками — вредно, якобы это лишит ребенка самостоятельности и умения мыслить.

Как же правильно поступить в подобной ситуации?! Нужно ли делать домашние задания вместе с ребенком? Как родителям не трепать нервы и не впадать в крайности, найти оптимальное соотношением между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

Стоит ли помогать ребенку делать уроки

Нужно ли помогать ребенку делать уроки

На наш взгляд основная масса школьников всё-таки нуждаются в помощи родителей при выполнении домашних заданий, особенно это касается младших классов. У сегодняшнего учителя в классе 25-30 детей, и помогать каждому, выявлять то, что не понятно, не пройдено, проявлять индивидуальный подход к каждому ученику, педагог просто не успевает. Именно поэтому многие психологи и учителя рекомендуют родителям хотя бы на первых порах обязательно помогать детям с уроками. Но помощь родителей должна заключаться не в том, чтобы сидеть за одним столом, контролировать каждую букву, или даже делать домашние задания за ребёнка. Главная задача родителей на этом этапе — научить детей учиться, выработать регулярную привычку делать уроки, заинтересовать, мотивировать, сформировать обязательность. Если обучение проходит в комфортной, доброжелательной атмосфере, дети учатся сохранять концентрацию в течение достаточно больших отрезков времени, вырабатывается положительное отношение к домашним заданиям.

Несколько простых рекомендаций как делать уроки с ребёнком

Для эффективной помощи, без нервов, необходимо соблюдать несколько простых правил:

Четкий график выполнения уроков

Выработайте чёткий график выполнения домашнего задания. Для этого обсудите с ребенком то время, в которое он будет приступать к выполнению домашних заданий и когда заканчивать. Старайтесь не отступать от графика нежелательно, ведь четкий план прививает дисциплину. Лучшим временем для выполнения домашнего задания считается 15-17 часов дня. Самое «активное» время у детей — с 11 до 13 часов и с 16 до 19. Однако если учитывать, что пятый урок обычно заканчивается в 13.00 — 13.30, а после школы очень хорошо отдохнуть, немного погулять, пообедать,  то как раз ближе к 15 часам самое время садиться за уроки.

Удобно, когда эти часы попадают на группу продленного дня, где ребенок успеет сделать задание на дом и вечером может быть свободным. Но если в вашей школе продленка не предусмотрена, стоит закрепить это время для выполнения уроков дома. Пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника. 

Перерывы во время выполнения уроков

Во время выполнения домашних заданий (особенно если их много), необходимо давать ребенку возможность передохнуть. Сделали один урок – 10 минут перерыв. В это время школьник может попрыгать, побегать,  можно сделать зарядку для пальчиков, поиграть с конструктором,  куклами. Вообще в этот перерыв можно разрешить ребенку делать то, что он хочет (правда, желательно исключить компьютер и телевизор).

Рабочее место для уроков

Позаботьтесь, чтобы у ребенка был свое рабочее место. Не стоит школьнику ютиться за кухонным столом, в перерывах пока мама там же рубит капусту. Хороший стул, стол для уроков с правильным светом. Важно, чтобы рядом не было ничего лишнего — телевизора, игрушек, дисков, конструкторов. Всё это будет отвлекать и призывать к игре, а не к серьезному делу.

Советы по порядку выполнения уроков. Сначала то, что нравится

Не знаете с какого предмета начать? Несколько советов по порядку выполнения домашних заданий:

  • Начинайте выполнение домашнего задания с тех предметов, которые больше нравятся вашему ребёнку, которые легче даются. Это мотивирует, придёт уверенности: у меня получается, мне понравилось, я и дальше буду делать уроки!
  • Если ваш ребенок долго переключается на работу, медленно раскачивается, стоит, для разминки, предложить ему сделать задания полегче. Если же ситуация обратная, школьник быстро включается однако быстро утомляется, стоит начать с того урока, который труднее, требует максимальной собранности.
  • Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных. Главное, чтобы при выполнении заданий по-русскому, например, школьник сначала учил правила, а потом делал письменное задание на это правило, а не наоборот.

Как делать с ребенком уроки без нервов

Каких-то секретов в том, как делать уроки с ребенком без нервов не существует. Одна из очевидных составляющих психологического комфорта и ребенка, и родителей во время выполнения домашних заданий: спокойная атмосфера. Не ждите, что умение собраться, сосредоточиться на выполнении задания, придет к школьнику сразу. Всё это появится, но со временем.

Как делать с ребенком уроки без нервов

Как делать с ребенком уроки без нервов

Поэтому родителям надо быть готовым к нескольким этапам в помощи с домашним заданием:

Первый этап подразумевает, что родители делают вместе с ребенком большую часть заданий.  Находятся рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: определяют где есть пробелы в знаниях, на каких моментах ребёнок начинает отвлекаться. Очень важно, что родителям-помощники не должны выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.

На следующем этапе родители начинают часть работы доверять ребенку и не контролировать её. Причем выбираем, на основе прошлого этапа, именно ту часть, с которой ребёнок точно справится.

Третий этап — это когда ребенок все уроки делает сам, но от вас должна быть готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!

Четвертый этап начнется примерно в пятом классе, когда ребенок все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не требуется. Для работающих мам и пап — это праздник. Но вечером все-таки проверьте уроки, и объясните то, что осталось непонятным.

Указывайте на ошибки

Не бойтесь ошибок. Более того, необходимо указывать ребенку на ошибки. Вопрос лишь в том, как это делать.  Школьник еще только заносит руку, чтобы написать «мАлоко«, вместо «мОлоко» , а мама уже кричит: «Ошибка! Испортил тетрадку! » Не удивительно, что в такой ситуации ребенок пугается, чувствует себя неуверенно.

Нужно ли помогать ребенку делать уроки

При проверке черновика с домашним заданием, не стоит сразу исправлять их. Видите  что допущена ошибка, пусть даже несколько ошибок, предложите ребёнку внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Исправить букву или цифру на бумаге -легко, а вот низкую самооценку в будущем и боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», будет гораздо сложнее.

Сон важнее!

Видите, что ребенок устал, не надо заставлять его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Если чадо плохо себя чувствует, устало —  помогите с уроками, прочитайте главу или параграф вслух. Видите, что еще так много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например, вырезание, пока он делает математику.

 

А вы помогаете детям делать уроки? Хотели бы, чтобы домашнее задание в школах отменили? Примите участие в нашем опросе

А вы помогаете детям делать уроки?
  • Добавить свой ответ

Читайте также:

комментария 2

  1. ​Со мной не делали родители уроки. Наверное, в те времена это было не принято. Родители работали, школа учила. И даже мыслей не возникало, что сейчас кто-то придет и поможет решить задачу. Сама справлялась, одноклассникам звонила. Некоторые просто приходили и перед уроком списывали:) Зато самостоятельнее мы были. Сейчас уроков, конечно, больше задают. И это не вина учителей, думаю, они тоже не в восторге. Поэтому надо детей приучать самим все делать, а то никаких нервов не хватит ни мамам, ни педагогам. И мне кажется, что это правильно. Ребенок идет в школу, чтобы что? Учиться! Вот и не надо ему мешать.

  2. Елена:

    Я за то, что бы во время, когда ребенок делает уроки родители были рядом, что бы подсказать. Даже если я на работе ребенок знает, что он всегда может мне позвонить и мы вместе разберем то, что ему не понятно. Раньше у нас не было такой возможности, я была стеснительным ребенком, малообщительным, пыталась справляться сама, в итоге — 3, моя твердая оценка, честно заработанная). Но когда родители помогали мне в чем то разобраться, то я легко отвечала урок на 5, и все было ясно и понятно. Сейчас видео связь доступна для всех, поэтому почему бы не помочь, но… ключевые слова «помочь, направить, поддержать», а не «сделать за него»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *