Теоретический опыт
По мнению В. А. Сухомлинского, ум у ребенка располагается на кончиках его пальцев.
Вся теоретическая база по воспитанию строится на концептуальных трудах ученых и педагогов.
В «Ступеньках творчества или развивающих играх» Б. П. Никитина описываются игры, которые являются оригинальной гимнастикой для ума.
Работая с детьми по дидактическим пособиям, рекомендуется использовать некоторые правила игр по Б. П. Никитину.
В «Монтессори» Е. Хилтунена также предлагаются разнообразные упражнения, причем, не только с инструкцией по материалу и работы с ним, но также с целями и контролем над ошибками.
В пособии «Сенсорный куб» были использованы материалы «Монтессори» по поводу различия веса, запахов, шумов, звуков и развития тактильной чувствительности.
После изучения «Монтессори» и современных стандартных пособий с целью воспитания сенсорной культуры у детей, было отмечено, что они обладают узкой направленностью, малой функциональностью, а также рассчитаны они на детей определенного возраста, и предназначаются для индивидуального пользования. Именно это и послужило причиной разработки «Сенсорного пособия», которое должно было стать многофункциональным, то есть пособием, разрешающим пользоваться как индивидуально, так и для нескольких детей одновременно. Данное пособие можно применять в работе с первой младшей группы и до старшей группы, то есть до школьного возраста. Оно помогает в активном развитии речи, в вербальном общении с детьми, в совершенствовании психических процессов, например, памяти, воображении, мышлении и внимании, а также помогает учить малышей совместной игре и взаимодействию в коллективе. Кроме того, происходит развитие коммуникабельных способностей у дошкольников, которые соответствуют нынешним требованиям в сенсорном воспитании. Таким образом, пособие дает возможность развития познавательной, эмоциональной и практической сферы в личности ребенка.
Так как в 80-90-х годах произошло реформирование системы образования, то встал вопрос о «Концепции дошкольного воспитания», в которой обозначались четыре основных принципа для проведения экспертных оценок в дошкольном образовании России.
1.Гуманизация.
Включает в себя воспитание гуманистической направленности в личности дошкольника, то есть развитие основы трудолюбия, гражданственности, а также любви к семье и природе, уважения к свободе и правам человека.
2.Развивающий характер.
Ориентирован на личность ребенка, то есть укрепление и сохранение здоровья. При этом установка делается на изучение способов мышления и на развитие речи.
3.Индивидуализация воспитания.
Развитие ребенка согласно его склонностям, интересам, способностям и возможностям.
4.Деидеологизация дошкольного образования.
Приоритет отдается воспитанию общечеловеческих ценностей и отказу от идеологических направлений образовательных программ в детском саду.