Зрительный диктант

Методика зрительных диктантов была разработана педагогом И. Т. Федоренко. Она успешно используется многими преподавателями русского языка, учителями начальных классов, воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материал диктантов включает в себя 18 наборов из шести предложений. В некоторых случаях родители используют зрительные диктанты для самостоятельных занятий со своим сыном или дочерью.

Что такое зрительный диктант?

Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв. Ребенок старается запомнить их в течение нескольких секунд, а затем записывает. Предложения становятся длиннее постепенно. Эффективность работы можно усилить, если вставлять в предложения новые, только что изученные словарные слова. Зрительный диктант от обычного отличается тем, что текст для записи дети читают самостоятельно.

При проведении зрительных диктантов важно соблюдать ряд условий:

  • диктанты нужно писать систематично;
  • ученики читают предложения про себя (с доски, слайда или распечатки), а ни воспринимают их на слух;
  • выполненную работу необходимо обязательно проанализировать.
Зрительный диктант

Главная цель подобных заданий — развитие памяти и элементарных навыков в области грамматики и письма. Зрительный диктант рекомендуется проводить на постоянной основе в течение двух-трех месяцев. Процесс подразумевает регулярное преодоление трудностей, тексты усложняются шаг за шагом. Так, например, если первое предложение состоит из двух слов, последнее в своем составе имеет уже десять.

У И. Т. Федоренко тексты зрительных диктантов составлены с использованием регионального компонента. Это способствует развитию знаний о родном крае, прививанию любви к своей малой Родине.

Для чего используется?

Психологи доказали: развитие техники чтения часто протекает медленно из-за слабой оперативной памяти учащихся. Ребенок не может уловить смысл предложения: пока он дойдет до пятого-седьмого слова, уже забывает о тех, что находятся в начале. Написание зрительных диктантов способствует формированию навыков беглого чтения.

Зрительные диктанты можно использовать как с учениками начальной школы, так и в старшем звене. Уровень сложности, соответственно, будет выше. В сильных классах учитель специально может допустить ошибки в словах. Дети размышляют над написанием каждого предложения, что заметно повышает уровень успеваемости.

  • Стараясь запомнить то или иное предложение, ученики тренируют свою память.
  • Ребята повторяют основные грамматические и пунктуационные правила.
  • Обучение происходит в игровой форме: дети с удовольствием откликаются на такие задания.
  • Улучшаются навыки чтения. Учащиеся не только должны запомнить текст, но сначала его прочитать.

СПРАВКА! Важно, чтобы материал, используемый для зрительного диктанта, полностью соответствовал теме, пройденной на уроке. Педагогу лучше подбирать задания самостоятельно, ориентируясь на уровень класса, с которым он работает.

Результативность зрительных диктантов Федоренко уже неоднократно доказана, но сама методика заслуживает, на наш взгляд, куда большей популярности. Регулярное написание таких диктантов положительное сказывается на успеваемости детей, да к тому же, пробуждает в них интерес к предмету. Чем раньше педагоги смогут внедрить данную методику работы в своей поурочный план, тем будет лучше, ведь это напрямую повлияет на показатели успеваемости.

Методика зрительного диктанта

Обычно весь процесс занимает не более десяти минут.

  1. Педагог записывает на доске или включает на слайде 6 предложений.
  2. Сначала в течение 4-8 секунд демонстрируется первое предложение. Дети пытаются его запомнить без записи в тетрадь.
  3. Далее учитель закрывает это предложение. Ребята переносят его на бумагу.
  4. Если у многих учеников возникли проблемы при написании, данное предложение необходимо прописать и на следующем уроке.
  5. После записи одного предложения переходят к следующему. Всего в один диктант обычно включают 6 предложений.
  6. Диктанты лучше писать на отдельных листах. Так при повторной работе не будут мешать старые записи.
  7. По мере перехода к длинным предложениям ребенок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и создан тренировочный режим. Каждый набор предложений повторяют несколько дней подряд.
  8. Проверка осуществляется под контролем учителя.
  9. По окончанию диктанта можно делать устный разбор написанного: морфологический, фонетический или словообразовательный разбор использованных слов.

Главная особенность методики — педагогу необходимо систематически демонстрировать одни и те же предложения на нескольких уроках. До тех пор, пока не произойдет запоминание. Однако многие учителя допускают серьезную ошибку: проводят зрительный диктант примерно раз в месяц. О результате с такой периодичностью говорить не приходится.

Зрительный диктант это

При первом знакомстве с текстами зрительного диктанта может сложиться впечатление, что они очень сложные. Однако при постоянной работе ученики легко с ними справляются. Педагогу необходимо с терпением относиться к тем детям, которые не могут запомнить предложение. При этом важно приучить их работать далее, пропуская те слова, что не вышло запомнить.

Необходимо следить за тишиной во время запоминания и последующей записи слов, так как любой комментарий переведёт внимание со зрительного на слуховое восприятие. В оформлении слайдов с предложениями не должно быть ничего, что будет отвлекать детей от запоминания слов.

СПРАВКА! В качестве материала для диктанта могут быть использованы не только стандартные предложения, но и пословицы, поговорки, отрывки из сказок.

Зрительный диктант для дошкольников

Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо усвоить последовательность графических знаков и звуковых комплексов. Важно выступить на опережение и скорректировать специфические ошибки, связанные с нарушением пространственных дифференцировок.

Зрительный диктант для малышей подразумевает под собой иную методику. Детям раздают геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги: прямоугольники, овалы, квадраты и другие. Цвет и величина раздаточного материала могут быть любыми. Учитель показывает детям одну карточку с изображением фигур, расположение которых нужно запомнить. Карточка педагога убирается и ребята по памяти раскладывают фигурки, лежащие у них на столах.

Расположение конкретной фигуры ребенок объясняет с помощью слов: дальше, ближе, перед ней, после его и так далее. Если задание выполнено верно с первого раза, малыш получает красную фишку. Если со второго — синюю. Важно отработать навыки со всеми учениками, не переходить к более сложному, пока не усвоено простое. Игру можно усложнить: все фигуры вырезаются из белой бумаги, а фон для их раскладки подбирается цветной.

Другие варианты зрительных диктантов:

  • Используется эти же фигуры. Только ребенок их не раскладывает, а просто перечисляет по памяти.
  • Малышу предлагается карточка с изображением предметов или фигур. Необходимо пересказать, что за чем нарисовано.
  • Перед ребенком кладут карточку с изображением пяти предметов и задают вопросы. Какая фигура изображена между овалом и треугольником? Какая фигура на картинке зеленого цвета? Малыш кладет палец одной руки на одну фигуру, второй руки — на другую. Так ему будет легче понять, что же расположено между ними.

Постепенно ребенок научится различать геометрические фигуры на любой таблице, найдет среди них одинаковые по форме или цвету. Он сможет посчитать количество всех фигур. Постепенно задания усложняют, добавляя новые и новые фигурки. Допускается применение десяти фигур за раз.

Учителя стараются внедрять в свои занятия все новые и новые разработки, чтобы сделать процесс обучения по-настоящему увлекательным. Зрительные диктанты в этом смысле уже давно доказали свою эффективность. Однако толк от занятий будет только в том случае, если учитель действует методически грамотно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *